Наталия Семёнова. По следам византийцев в Апулии

Наталия Семёнова

По следам византийцев или

невероятные приключения православных паломников в Апулии

(Откровенные рассказы странниц)

Дневник путешествия 6-10 июля 2020 г.

Дорогия друзья,

хочу поведать вам о необыкновенном путешествии которое мы, две православные паломницы и одновремено гиды по Италии Мария и Наталия совершили по Югу Италии в июле 2020. В год всеобщего карантина, паники, масок и прочей суеты, Господь, не смотря ни на какие обстоятельства, сподобил нас совершить такое необычное путешествие, о котором не могу не рассказать и считаю своим долгом с вами поделиться. С другой стороны коронавирус, наоборот, помог нам в организации этой поездки, так как появилось свободное время для неё, которго не было бы если бы всё продолжало идти своим чредом.

Не успев как следует прийти в себя после перелёта в Италию из Латвии, на первом рейсе, который наконец состоялся после закрытия границ, мне предстояло сразу же заняться организацией путешествия по Саленто. После бессонной ночи в аэропорту и утомительного перелёта, мне довелось, едва оправившись, искать в интернете номера телефонов, обзванивать всевозможные контакты, планировать маршруты. Однако все усилия не прошли даром.

6 июля 2020

На следующий день с утра Мария со всем своим дружным семейством: мужем Филиппом и резвыми белокурыми малышами близнецами Фёдором и Варварой уже ждали меня возле подъезда моего дома. И вот, спящая красавица Наташа наконец вышла из своего дворца, и мы отправились в путь.

Начали мы наше путешествие с крипты святых Марины и Христины в Карпиньяно Салентино. Это самая известная крипта с древнейшими фресками, на которых указаны даты их написания: 959 и 1020 годы. Гид Эмануэле провёл для нас интересную экскурсию и рассказал подробно о каждой фреске. Мы погрузились в атмосферу древности и представили, как в этом храме на протяжении веков молились православные люди. К сожалению теперь православные службы в этом храме не проводятся, потому что, как сказал Эмануеле, католический епископ Отранто не поддерживает такие мероприятия. В этом храме возможно было только тихо совершить молитву, что мы и сделали.

Затем после обеда в Галатине мы прогулялись по историческому центру в Галлиполи, где кстати к особой радости детей, можно побывать в Рождественском вертепе посреди лета. А после купания в Ривабелле-ди-Галлиполи (как же без него в жару), мы отправились в необыкновенное место: аббатство Сан Мауро в районе городка Санникола и побывали как будто бы в другом пространстве. По узкой тропинке мы поднялись на верх холма, на котором стояла церковь. К сожалению она была закрыта, и мы не знали как можно договориться об её открытии. Но сквозь решётку можно было увидеть фрески, на которых узнавались наши православные святые. Нам ничего не оставалось как через эту решётку пропеть тропари и величания. Несмотря на то, что церковь была закрыта, мы в полной мере насладились красотой пейзажа и вида на Салентийские просторы и море, который открывался с вершины холма. Кругом царила тишина. Наверное, это и есть та исихия, которую так искали монахи-отшельники, потому видимо и приходили молиться в эти места. Рядом с храмом находятся гроты: возможно, в них тоже жили монахи. В этом месте чувствуется необычная атмосфера, которая располагает к молитве и духовным размышлениям. Насколько я знаю, православные паломники любят посещать такие места. Можно провести в них особое время молитвы, помолиться в храме, если в группе есть священник, послужить молебен или даже литургию. Но в случае церкви Сан Мауро трудность состоит в том, чтобы договориться об её открытии.1_San_Mauro

После Галлиполи мы посетили лежащие нам по пути Галатину и Солето. В Галатине находится известная базилика св. Екатерины Александрийской. Фрески в ней не византийские, а более позднего периода, в стиле Джотто. Потому для православного паломника более интересна не сама базилика, а музей, в котором находится частица мощей св. Екатерины и многих других святых.

В Солето нам предстояла увлекательная экскурсия в церковь св. Стефана, которую провёл для нас местный гид Франческо Манни. Он подробно рассказал нам об истории церкви, а также в общем о том, как происходила перемена церковных традиций на Саленто. Ведь на Саленто долгое время большая часть населения были греки, которые исповедовали православную веру и служили по православному византийскому обряду. Галатина и Солето были греческими городами. Потому в то время, когда происходила латинизация этих земель, в первую очередь были посланы католические ордена именно в эти города для насаждения среди местного населения католической веры. Поэтому в Галатине была постороена большая базилика св. Екатерины и францисканский монастырь. У церкви св. Стефана в Солето есть особенность: фрески в ней явно уже отступают от православных традиций, однако общие иконографические схемы всё-таки следуют православным канонам. Это потому, что художник, который расписывал храм был из той же мастерской, которые расписывали базилику в Галатине, однако заказчик росписей был православный греческий священник, который продолжал управлять церковью в Солето.

Посещение церквей в Галатине и Солето может быть включено в туристический, паломнический маршрут, даже если фрески этих церквей не совсем византийские, потому что это даёт наглядное представление об истории смены церковной власти на Саленто и позволяет понять многие вещи об истории искусства этой земли.

7 июля 2020

Второй день нашего путешествия начался с посещения церквушки Сан Джованни в Сан-Чезарио-ди-Лечче. Мало кто знает, что в этом маленьком городке есть необычный византийский храм, который почти всё время закрыт и туда нелегко попасть. Однако нам удалось найти полицейского, который нам его любезно открыл. В масках, соблюдая нормы коронавирусного режима, мы зашли в храм и пропели православные песнопения святому храма – Иоанну Златоусту. Пели мы с Марией в каждом месте, которое посещали. Во всех древних византийских храмах, в которых мы побывали, прозвучали православные песнопения, и святые несомненно услышали нас и помогли наилучшим образом устроить наше путешествие.

Византийский Саленто открывался для нас постепенно, в новых красках, оттенках, тонах росписей на древних стенах храмов.

Затем наш путь лежал в Отранто – самый восточный город Италии, откуда даже при особых погодных условиях можно увидеть на горизонте за морем горы Греции и Албании. В главном соборе Отранто находятся мощи 800 мучеников Отранто, пострадавших от турков, захвативших город в XV веке. Кроме того в соборе можно увидеть необыкновенную мозаику с изображением древа жизни и ветхозаветной историей, полной символов. А на стене с правой стороны сохранились фрески апостолов и иконы Божией Матери невероятно похожей на нашу Казанскую. Неподалёку от главного собора в Отранто есть византийский храм св. Петра, в котором можно увидеть несколько слоёв фресок X-XV веков. Больше всего поражают самые древние фрески: изображения Тайной вечери на своде, фрагменты Воскресения Христова, Крещения Господня и многие другие. Мы с Марией пропели в этом храме молитвы святым апостолам Петру и Павлу и отправились дальше в путь.

Выезжая из Отранто, мы заехали на так называемое бокситовое озеро. Хотя оно не имеет никакого отношения к паломничеству, но посещение мест Божественной красоты тоже важно чтобы разнообразить путешествие и наполнить его незабываемыми впечатлениями. Торжественно запечатлели себя на фоне ярко бирюзовой воды озера, находящегося как будто бы в кратере вулкана из красной контрастной земли и отправились дальше. Недалеко от озера, проехав чуть вперед по дороге, можно увидеть развалины монастыря Сан Никола ди Казоле. Когда-то это был большой монастырь и центр культуры с огромной библиотекой, но к сожалению он был полностью разрушен турками в XV веке во время захвата Отранто, и сейчас от него остались только несколько развалин на территории частной собственности, куда хозяева не очень-то хотят привлекать внимание. Мы подъехали к развалинам поближе и хотели зайти, но хозяева любезно попросили нас удалиться.

После этого по дороге мы побывали на маяке Палашия. Именно он является официально самой восточной точкой Италии, и среди местного населения есть традиция встречать первыми в Италии Новый год на этом маяке, со спектаклем, песнями, танцами, концертом в течение всей новогодней ночи.

Ещё по пути заехали в Кастро, где можно было увидеть развалины византийской базилики, прилегающий к главному собору города, и фрески снаружи храма.

На обед перекусили блюдами из морепродуктов в курортном городке Санта-Чезарея-Терме с целебными сероводородными источниками. А морем насладились в местечке Аквавива-ди-Мариттима с чистой лазурной водой.

Затем планировалось посетить город Поджардо и крипту св. Стефана в Васте, но к сожалению всё было закрыто, и по-итальянски традиционно ответственный человек, который обещал нам помочь их открыть, пропал и не выходил на связь в течении нескольких дней. Пожелав ему мысленно всего хорошего, через засохшие от жары поля поехали дальше. На закате добрались до городка Муро-Леччезе, в котором находится церковь св. Марины, которая возможно раньше была посвящена св. Николаю, так как в ней находятся необычные фрагменты фресок со сценами из жития Святителя, а из алтаря храма смотрят на нас проникновенно другие наши православные святители и учителя Церкви. Пропустить это чудо византийского искусства было невозможно. Чудом удалось и найти человека, который нам его открыл, после звонков в несколько близлежащих домов. Мы с Марией спели песнопения св. Николаю и святым дня, и завершили очередной насыщенный день.

8 июля 2020

На следующий день пока я добиралась до места встречи из Лечче, Мария с семьёй успели посмотреть несколько городков Салентийской Греции, в которых пожилые люди ещё до сих пор разговаривают между собой на итало-греческом диалекте грико. В этих городках даже можно увидеть вывески магазинов на греческом языке, а при каждом въезде в город вас встречает надпись «Kalos Irtate» — “Добро пожаловать” на греческом.

Встретившись, мы отправились изучать святые места юго-западной части полуострова Саленто.

Этот день начался для нас с «закрытых дверей». В городе Казарано все церкви для нас оказались закрыты, не удалось посетить церковь св. Креста Казаранелло с византийскими мозаиками, увидели только статую покровителя города св. Иоанна Милостивого, которая находилась снаружи на городской площади. В Удженто нас тоже ждала неудача. Не удалось найти никого кто мог бы открыть крипту св. Распятия (Крочефиссо), даже при помощи местной итальянки, которая проезжая увидела нас возле крипты и участливо очень хотела помочь, но никто не отвечал из всех возможных номеров, куда мы пытались звонить. Ну что ж, помолившись снаружи крипты, поехали дальше.

В городе Удженто нашли единственный открытый собор, где смогли спеть тропарь Святым этого дня Петру и Февронии, которым не могли не помолиться в этот день за наши семьи.

В маленьких городках Южного Саленто какая-то особая загадочная тишина, и кажется как будто бы сиеста в них длится больше, чем в остальных местах и жизнь как будто замирает. Они живут какой-то своей особенной жизнью, без спешки и суеты, но как-то по своему всё успевают. А молодые люди, жаждущие более активного образа жизни, традиционно уезжают учиться, работать на север Италии. И остаются в основном пенсионеры и дети в этой тишине, под яркими лучами Салентийского солнца.

Утешились купанием в море на так называемых Мальдивах Саленто, где кристально чистая прозрачная морская вода и белоснежный песок ничуть не хуже чем на Мальдивах.

После утренних неудач и тщетных попыток пробиться через закрытые двери к святыням, вечером того дня нас ждало утешение: церковь Мадонна делла Лицца в городке Алецио оказалась открыта, и мы увидели прекрасные фрески, о существовании которых я раньше даже не предполагала: пророка Илии, св. Стефана, иконы Божией Матери и многие другие, в необыкновенно ярких, хорошо сохранившихся тонах.

Ещё в тот день в Парабите мы посетили церковь Мадонна делла Кольтура с необычной иконой Божией Матери на столбе, найденном некогда крестьянами чудесным образом, потому что коровы настойчиво останавливались в этом месте. Заехали также в Галатоне, где в церкви Распятия (Крочефиссо), построенной в стиле южного барокко, хранится фрагмент фрески Креста Господня, который считается чудотворным.

Хотели ещё посетить останки древнего монастыря Сан Сальваторе в районе Санникола, но дорога оказалась настолько узкой, что было невозможно проехать по ней на большой машине.

Завершили день прогулкой по вечернему Нардо, светящемуся разноцветными подсветками, и наконец вернулись в Лечче на заслуженный отдых.

9 июля 2020

Это был самый насыщенный день нашего паломничества, который совпал с праздником Тихвинской иконы Божией Матери. В этот день вспоминаю всегда мою встречу с этой иконой, написанной по преданию самим евангелистом Лукой, тогда, когда она в июне 2004 года возвращалась из Америки в Россию и три дня пребывала в Риге, в Латвии. Тогда и я сподобилась прикоснуться с этой великой святыне, и побывать несколько минут как будто бы в раю на небе, когда через огромную очередь удалось подойти к иконе. Я верю что Божия Матерь ведёт нас по пути ко Спасению, и под её Покровом, несмотря ни на какие обстоятельства, мы всегда прийдём к тому, к чему мы должны прийти.

Начали мы этот день с посещения аббатства Пресвятой Богородицы в Черрате, находящегося в 15 км от Лечче. Внутри собора, постороенного в романском стиле, хранятся византийские росписи, необыкновенной красоты. Современные технологии позволяют посмотреть на экране разные этапы истории храма, и можно увидеть как выглядели стены храма и какие фрески были на них в разные века. Особенно поражает фреска Успения Божией Матери, отделённая от стены собора, и находящаяся в близлежащем здании. Возле такой красоты дыхание замирает, и хочется только петь «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая» и прочие песнопения праздника Успения Пресвятой Богородицы. Возле этой фрески я испытала подобное чувство духовной радости, когда некогда нашла акафист Успению Киево-Печерской Лавры, неземной красоты.

2_Черрате_Успение

После посещения монастыря в Черрате отправились в Бриндизи. В главном соборе города мы поклонились мощам св. Феодора Тирона.

3_Бриндизи_св_Феодор_Тирон

В Бриндизи после кафедрального собора мы посетили греческую церковь св. Николая, где нас со свойственным грекам гостеприимством принял настоятель храма отец Арсений.

4_Бриндизи_ц_св.Николая_о.Арсений

Затем наш путь лежал в парк Лама д’Антико в Фазано, где нас уже ждал отец Андрей, который несколько лет был настоятелем православного подворья в Бари и много потрудился на благо Церкви. В пещерном храме этого необычайно красивого парка мы послужили молебен Тихвинской иконе Божией Матери, которой был праздник в этот день. После молебна случилось чудо: на стенах начали оживать фрески и наполняться цветами, более яркими и насыщенными. Казалось, как будто бы это знак, что Бог нас услышал. Это было так, несомненно. А эффекты живых фресок – результат достижения современных технологий: световые проекции.

5_Fasano

После необыкновенно благодатного молебна в Фазано последовал переезд в Массафру. Там уже ждали нас президент ассоциации «Русский дом в Базиликате» Виктория Петрова и Джулиано Мастранджело, которые организовали для нас посещение двух пещерных храмов этого города в районе Таранто.

На машинах посреди жары и палящего солнца мы приехали в пустынное место за городом и по узкой тропинке в гору последовали к пещерному храму под названием крипта «Сан Симине ин Панталео». Из фресок мало что сохранилось, лучше всего различимо изображение иконы Божией Матери на левой стене храма. Но при этом в крипте имеется каменный иконостас, который отделяет алтарную часть, место для молящихся, и при храме имеется ещё выкопанная в скале келья, в которой возможно жил монах или священник. Из окна этой кельи открывается необычайно красивый вид на окрестные пейзажи и вдалеке виднеется Ионическое море.

6_Massafra

А ночью наверное это место можно вполне назвать отелем «1000 звёзд», где из окна можно под открытым небом любоваться множеством звёзд и галактик. Условия жизни видимо были нелёгкие в таких пещерных поселениях, но красота невероятная, в которой особенно ощущается Божие присутствие. В этой крипте мы тоже отслужили с отцом Андреем православный молебен.

7_Massafra

На обратном пути, идя по тропинке через поля и камни, все, кто желали, нарвали себе букетики ароматных Апулийских лечебных трав и взяли таким образом с собой кусочек этой благодатной земли.

После этой крипты мы посетили ещё в Массафре святое место «Мадонна делла Бона Нова» с пещерным храмом и древней фреской Божией Матери, которая находится в соборе над алтарём.

8_Madonna_della_Bona

Этот необыкновенный день под Покровом Божией Матери завершился тем, что меня пригласили на следующей неделе поучавствовать в православной литургии в городке Ривелло региона Базиликата, куда мы и направились вечером этого дня чтобы на следующий день продолжить путешествие по святым местам этого соседнего с Апулией региона.

10 июля 2020

Благодаря замечательной женщине Виктории Петровой, её гостеприимству и отзывчивости, состоялся пятый день нашего паломнического путешествия, и он прошёл в Базиликате. Не знала я, что и этот регион богат византийскими храмами и святынями, дорогими сердцу для православных паломников. Оказывается, название региона Базиликата по одной из версий произошло от слова «Базилика» или же «Базилиане» — как называли в этих местах православных монахов, следующих уставу св. Василия Великого. Уже это свидетельствует об их присутствии здесь. Регион Базиликата в основном горный, и эти оторванные от мирской суеты места вполне способствовали поселению в них монахов.

Переночевав в уютном горном городке Вальсинни, мы отправились в город Карбоне. В церкви св. Луки мы поклонились мощам св. Марии Египетской и частице Животворящего Креста Господня.

9_Carbone_S.Maria_Egiziana

Мы также посетили развалины древнего монастыря св. Пророка Илии, от которых остались разве что несколько камней, но всё равно эти места наполнены благодатью.

Затем в красивейшем городке Ривелло мы открыли для себя необычайный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором находится фреска XIII века с изображением cвятых Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и апостола Петра. Именно в этой церкви предстояла православная литургия через несколько дней, куда мне довелось впоследствии вернуться. И, как бы предвозвещая грядущую православную службу, мы с Марией уже заранее исполнили в этом храме наши молитвенные песнопения.

10_Rivello_Благовщения

Прогулявшись по узким крутым улочкам Ривелло и насладившись видами этого прекрасного города, мы отправились в Маратею. Этот город известен тем, что является побратимом бразильского Рио-де-Жанейро, благодаря возвышающейся на горе благословляющей статуе Христа. А ещё на этой горе стоит храм св. Власия Севастийского с мощами этого святителя и св. Макария Великого. Мощи св. Власия, также как и мощи св. Николая, источают целебное миро, но немногие из паломников знают об этом месте и добираются до этого отдалённого, как бы оторванного от внешнего мира города. Но те, кто всё-таки сподобляются побывать в этом невероятно красивом и благодатном месте, получают несомненно награду и на земле, и на Небе. В этом месте, где на высокой горе небо кажется так близко, облака касаются верхушек гор, и открываются просторы на море и окружающие городки, кажется как будто бы видишь весь мир на ладони, и так наверное Господь взирает на наш мир, в образе статуи Христа, и непрестанно заботится о нём.

11_Maratea_Vlasij

Искупавшись в кристально чистом море, наполнившись сил духовных и телесных на долгое время, мы попрощались с Маратеей и поехали дальше, навстречу новым открытиям.

Надолго запомнится это необычное паломничество, после него я вернулась домой обновлённой с готовностью начать новую жизнь, в которой я уже не буду прежней и совершенно не знаю что будет дальше, но есть твёрдая уверенность, что по промыслу Божию всё премудро устроится наилучшим образом.